М.Ю.Лермонтов

На картину Рембрандта.

На картину Рембрандта

1830 или 1831
Ты понимал, о мрачный гений,
Тот грустный безотчетный сон,
Порыв страстей и вдохновений,
Всё то, чем удивил Байро́н.
Я вижу лик полуоткрытый,
Означен резкою чертой, —
То не беглец ли знаменитый
В одежде инока святой?
Быть может, тайным преступленьем
Высокий ум его убит.
Всё темно вкруг: тоской, сомненьем
Надменный взгляд его горит.
Быть может, ты писал с природы(1),
И этот лик не идеал!
Или в страдальческие годы
Ты сам себя изображал?
Но никогда великой тайны
Холодный не проникнет взор,
И этот труд необычайный
Бездушным будет злой укор. 

Примечания


  1. Быть может, ты писал с природы. Предположение поэта правильно: Рембрандту позировал его сын Титус.
Картина голландского живописца Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669), которая вдохновила Лермонтова, находилась в 1830-е гг. в художественной галерее Строгановых (в настоящее время хранится в амстердамском Рейксмюзеуме). Е. А. Ковалевская в статье об этом стихотворении выразила сомнение, что Лермонтов имел в виду именно эту картину Рембрандта, так как галерея Строгановых помещалась в Петербурге, а поэт жил в 1830—1831 гг. в Москве. Но представление об этой картине можно было получить через какую-либо копию или из иллюстрированного печатного описания галереи (на французском языке): Collection d’estompes d’apres à quelques tableaux de la Galerie de son exc. m-r le compte A. Stroganoff. St-Petersbourg, 1807, где воспроизведена гравюра картины «Молодой монах-капуцин в высоком капюшоне». Под «страдальческими годами» совсем не обязательно, как считает Ковалевская, предполагать время старости Рембрандта: Лермонтов, как это было ему свойственно, вообще наделял адресатов и прототипов своих произведений чертами собственной личности. В данном же случае он несомненно имел в виду молодого человека, ибо сравнивает образ, запечатленный Рембрандтом, с Гяуром — героем одноименной поэмы Байрона, ставшим монахом еще в молодости.