Эпитафия
Простосердечный сын свободы, Для чувств он жизни не щадил(*), И верные черты природы Он часто списывать любил. Он верил темным предсказаньям(*), И талисманам, и любви, И неестественным желаньям Он отдал в жертву дни свои. И в нем душа запас хранила Блаженства, муки и страстей. Он умер. Здесь его могила. Он не был создан для людей. |
По-видимому, посвящено памяти Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805—1827), поэта и философа, умершего в возрасте двадцати двух лет. Веневитинову посвятили стихотворения многие поэты. Его могила в Симоновом монастыре была постоянным местом паломничества.
Для чувств он жизни не щадил. Перефразировка строки из предсмертного стихотворения Веневитинова «Поэт и друг» (1827): «Кто жизни не щадил для чувства».
Он верил темным предсказаньям, И талисманам, и любви. Подразумевается «цикл» стихотворений Веневитинова, посвященных кн. З.А. Волконской (она подарила поэту перстень-талисман). Высказывалось также предположение, что ряд мотивов эпитафии находят соответствие в монологах Юрия Волина (драма «Menschen und Leidenschaften», 1830), имеющих автобиографический характер. Поэтому стихотворение можно истолковать как «автоэпитафию»